ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД ТЕПЕ-КЕРМЕН
Пещерный город Тепе-Кермен до сих пор является одним из самых неисследованных памятников Юго-Западного Крыма. Несмотря на своё удачное расположение, близость к населённым пунктам, он не удостаивается внимания археологов и историков. Обследование пещер городища проводил в 1913г. Н.Боровко, разведки Тепе-Кермена вели в 50-60-х гг. Е.В.Веймарн и Д.Л.Талис, но масштабных, объёмных работ до сих пор не было. Поэтому, мы руководствуемся теми скромными результатами, добытыми немногочисленными раскопками памятника.
Городище представляет собой систему пещерных сооружений, расположенную на вершине горы-останца. Само название «Тепе-Кермен» в переводе с тюркского означает «Холм-город». Площадь плато невелика – всего 1,3га. Но на этой маленькой площади сосредоточено более 250 искусственных пещерных сооружений самого различного плана – оборонительных, хозяйственных, культовых. По насыщенности искусственными пещерными сооружениями Тепе-Кермен занимает первое место среди памятников подобного рода, по количеству таких сооружений уступает только Эски-Кермену. Пещеры зачастую составлены из двух-трёх отсеков-комнат, расположены в нескольких этажах. Площадь городища тоже можно разделить на три яруса – верхний – занимающий территорию самого плато, средний, расположенный на скальном «балконе» и нижний – это пещеры, расположенные у подножия скал, в основном на юго-западе, юге и юго-востоке. Очевидно, в древности город делился на «верхний город» или цитадель и посад, расположенный в нижних ярусах у подошвы горы.
Северо-восточный склон горы занимает древний некрополь, к сожалению, уже неоднократно ограбленный. Некрополь состоит из склепов, подбойных, плитовых и грунтовых могил. Исследования некрополя подтвердили его несомненную принадлежность городищу. Первые погребальные сооружения относятся к У1-У11вв. н.э. Интересна конструкция самих склепов. Среди них есть, например двойной слеп, соединённый единым т.н. «дромосом» - проходом, через который в склеп заносили мертвых. Входы в склепы закрывались закладными плитами с овальным отверстием.
Закладная плита склепа
В дромосе одного из незаполненных склепов обнаружено несколько таких закладных плит. На территории некрополя найдено несколько надгробных камней с изображением символа христианства – креста. Данные надгробия можно отнести к У111-Хвв. Склепный некрополь постепенно переходит в могильник с плитовыми, а позднее и грунтовыми могилами. Дорога, подходящая к подножию горы, проходит именно по территории грунтового могильника.
На плато городища можно подняться только с одной стороны – с северо-востока. Именно здесь в древности была построена дорога в три марша, поднимающаяся к воротам Тепе-Кермена. Даже сейчас можно проследить на склоне заросшие лесом уступы и марши этой дороги. На плато ведут две тропы. Одна из них - правая круто поднимается по склону и через развал древней стены приводит нас к подъёму на верхний участок городища. Это единственный доступный участок в древности был защищён боевой стеной, остатки которой прослеживаются и в наше время. Узкая тропинка выводит нас на вершину плато и на развилке надо повернуть налево. Тропа приведёт нас к уникальному памятнику средневековья – т.н. « пещерному храму с крещальней». По сведениям архиепископа Гавриила, изданным в Х1Хв. Храм носил имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Данный памятник примечателен своей архитектурой, аналогов его в Крыму немного – т.н. «анфиладный храм» в Свято-Климентовском Инкерманском монастыре и пещерные храмы у южных ворот пещерного города Эски-Кермен. Особенностью храма является поперечное расположение алтаря, выделенного из общего интерьера храма колоннадой. Археолог А.Л.Якобсон отмечал, что данное архитектурное решение характерно для византийского востока, в отличие от столично-византийского стиля.
Восточную часть храма занимает помещение с крещальней – т.н. «баптистерием». Размеры крещальни и её глубина позволяли проводить крещение не только младенцев, но и взрослых людей. Существует предположение, что первоначально помещения баптистерия и храма были изолированы друг от друга и соединены в более позднее время. Это свидетельствует о древнем происхождении храма, т.к. в ранние времена христианства в Таврике некрещеный человек не имел права входить в храм и крещение проводилось в отдельно сооруженных при храмах крещальнях, и только впоследствии крещальни стали принадлежностью храмов. В таком случае архитектура храма имеет своё логическое объяснение. Первоначально были вырублены два скальных помещения – отдельно храм с типичной ориентацией алтарной апсиды на восток и прямыми заплечиками апсид и отдельно - помещение крещальни. В более поздний период эти помещения были объединены в одно и стали храмом с поперечным расположением алтаря.
В помещении храма и на привходовой площадке находятся вырубные могилы, в которых в древнее время хоронили наиболее уважаемых людей – священников или ктиторов храма. Над могилой, расположенной в западной стене храма процарапана греческая надпись «Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божьего благочестивейшего Мануила….». Интересна также одна из вырубных могил, находящихся на привходовой площадке храма. Она крайняя к северо-западу. Интересна она тем, что имеет два подбоя в стороны от центра. По мнению археологов, занимающихся исследованиями погребений, такой тип могил в горнокрымских некрополях исчезает к середине 1Хв. Следовательно, данное погребальное сооружение можно отнести к этому времени.
Использовались вырубные могилы как временное место погребения покойников. По истечении 10-15 лет прах вынимали из могилы и перемещали в специально вырубленные пещеры – костницы. По предположениям историков, данный обряд принесён в Таврику из Сирии и Малой Азии в У111-Хвв. монахами – иконопочитателями, вынужденными бежать из Византии от репрессий иконоборческих властей. Одна из таких костниц, располагавшаяся в помещении пещерной часовни над храмом была исследована в 1998г. В ней были захоронены останки более 70 человек. При раскопках обнаружено много интересных вещей – бубенчики-обереги, бронзовые и костяные пуговицы, перстень, нательный крест, обломки стеклянных браслетов, бусины, обломки стеклянной лампады и другие вещи. Можно отметить находку нащечной бляшки от конской сбруи, датируемую 1Ув. до н.э., которая, вероятно, использовалась в средневековье в качестве амулета и монеты Токта-хана, датируемой 1305г. По находкам определяются временные рамки захоронений. Очевидно, костная яма была вырублена и начала заполняться в конце 1Х-Хвв. и заполнялась до Х1Ув.
Находки из костной ямы в часовне над храмом с крещальней
Все эти факты позволяют отнести сооружение «храма с крещальней» к концу У111-1Хв. Данная датировка относит это сооружение к самым ранним пещерным христианским храмам горной Таврики. Это время характеризуется практически полным отказом населения региона от языческого мировоззрения, укреплением и развитием христианства. Обычно это связывается с волной эмиграции из Византии монахов-иконопочитателей, хлынувшей от репрессий императоров в дальние уголки империи, на её окраины. Здесь, на дальних рубежах Византии они вырубали в скалах свои храмы, основывали монастыри и скиты, ставшие оплотом христианского мировоззрения.
В непосредственной близости от храма, в нижних ярусах расположена группа пещер, которую можно трактовать как монастырский комплекс. Некоторые из пещер служили костницами – в них отмечается наличие большого числа человеческих останков. Наиболее интересна пещера в третьем ярусе. К ней можно спуститься по узкой тропинке от храма. Юго-Восточная стена пещеры разделена двумя полуколоннами, имитирующими иконостас. В левой нижней части вырублена полукруглая ниша, обрамляющая трещину в скале. Из неё, по-видимому, в древности каплями стекала вода, конденсированная в резервуаре на плато. Такие резервуары, заполненные округлыми камнями, служили для сбора конденсационной влаги. Трудно переоценить значение такого источника для безводного плато Тепе-Кермена. Для населения города и монахов он действительно мог играть роль святыни – агиасмы.
От пещерного «храма с крещальней» тропа идёт к юго-восточным обрывам Тепе-Кермена и вдоль них к юго-западу. Здесь мы видим типичные для городища остатки скальных подвалов жилых усадеб. Во времена военной опасности они превращались в боевые казематы, обращённые бойницами в сторону обрывов. Данный тип оборонительных сооружений характерен для большинства «пещерных городов» крымского предгорья.
Начало строительства городища относится, по-видимому, к концу У1в. Это время характеризуется попытками Византийской империи упрочить своё влияние в Таврике, учитывая нарастание угрозы со стороны кочевой степи. С этой целью проводится политика привлечения местных варварских племён на службу империи в качестве союзников-федератов. Услуги оплачивались метрополией оружием, ремесленными товарами, украшениями и, наконец, деньгами. С целью защиты территории, на которой обитали местные земледельческие племена императором Юстинианом 1 Великим в середине У1в. Были построены т.н. «длинные стены», защищавшие горные проходы – речные долины. Эти сооружения минимизировали эффект внезапности при нападении из степи. Остатки такой стены, перегораживающей Качинскую долину в районе нынешнего села Предущельное можно увидеть на гравюре Х1Хв. Конец У1в. был тяжелым временем для Византии. Она сосредоточила все ресурсы для войны с Персией – здесь решалась судьба империи. Здесь, на дальних окраинах силами местных племён при активной поддержке имперских властей возводятся крепости-убежища на случай нападения кочевников. Первоначально они были всего лишь огороженными территориями без какой-либо застройки, только в случае военной опасности принимавшей под защиту своих укреплений население окрестных сёл со скарбом и домашним скотом.
Выбор места строительства крепости был обусловлен несколькими факторами: это был центр земледельческого района, богатого природными ресурсами и водой. Вероятно, поблизости проходила древняя дорога из Херсона в степь. Немаловажно и то, что плато является прекрасным наблюдательным пунктом – с него просматривается практически всё предгорье, Качинская долина и Главная гряда от Ай-Петри до Чатыр-дага. И, наконец, природа позаботилась о естественных укреплениях плато, со всех сторон окружённого отвесными скальными обрывами высотой до 30 метров. Только с северо-востока плато было доступно для подъёма – там и проходила боевая стена. По периметру плато в скалах были высечены боевые казематы, взявшие под прицел своих бойниц подступы к городищу.
Какие же народы населяли крымское предгорье в раннем средневековье? На этот вопрос до сих пор нет точного ответа. Население Таврики в раннем средневековье было смешанным и многокомпонентным – в него входили представители сармато-алан, готов, скифов и издавна обитавших здесь тавров. Эти народы, объединённые впоследствии христианской верой и общим для них греческим языком, и стали горнокрымским народом.
Качинская долина и её ближайшая округа в раннем средневековье представляла собой довольно густонаселённый район. На сегодняшний день нам известны многочисленные поселения и некрополи этого времени - в Баштановке, Кудрино, Мариамполе, Верхоречье, Синапном, Высоком. Существовали укрепления на плато Фыцки, Качи-Кальоне, Качендже, Чуфут-Кале. Нам представляется, что именно Тепе-Кермен мог служить столичным центром для этой округи. Это мотивируется плотным заселением городища, количеством и качеством оборонительных сооружений, количеством культовых сооружений, размерами некрополя и его непрерывным заполнением на протяжении всего существования городища.
Тропа проходит по юго-восточному обрыву, минуя многочисленные пещерные сооружения – подвалы усадеб, боевые казематы, стойла для скота и приводит нас к скальному мысу на юго-западной оконечности плато. Здесь когда-то существовал комплекс наземной усадьбы одного из знатных жителей городища. На территории комплекса прослеживаются скальные подвалы, основания наземных построек и небольшой храм, фундамент которого составляют массивные известняковые блоки. При археологических исследованиях данного комплекса здесь обнаружена бронзовая пластина с изображением святых.
На юго-западном скальном мысу находятся остатки скального помещения, очевидно, подвала жилой усадьбы. Часть скальных стен рухнула вниз, оставив лишь небольшую глыбу, вертикально стоящую на краю обрыва. В полу вырублено несколько гнёзд для установки пифосов и амфор – тары для хранения вина и зерна. В таких больших керамических ёмкостях (объём пифосов доходил до 1,3т.) хранилось зерно, сушеная рыба, вода.
Слабым местом любой крепости является её водоснабжение. В случае осады эта проблема становилась одной из главных. В горных укреплениях Таврики эту проблему решали по-разному. В крепостях Эски-Кермена и Чуфут-Кале вырубили глубокие осадные колодцы. Мангуп прекрасно снабжался водой из источников внутри крепостных стен и имел глубокий колодец в цитадели. Хазарское городище Кыз-Кермен имело сложные гидротехнические сооружения, для доставки воды из балки Кая-Арасы. Городище Тепе-Кермен также должно было иметь независимый внутренний источник воды. Учитывая слабую археологическую исследованность городища, мы можем предположить, что осадный колодец всё-таки существовал на этом плато, остаётся только найти его. В таких условиях на первое место выходило умелое накопление и использование дождевой и талой снеговой воды. В каждой усадьбе существовали цистерны для сбора воды, по системе желобков и канавок собиравшейся со всей территории городища.
От юго-западного мыса тропа проходит мимо скальных казематов-подвалов по северо-западному обрыву и возвращается к месту нашего подъёма на плато. Здесь мы спустимся с него и пройдем по тропе вправо, к многоярусным пещерам.
Здесь, во втором ярусе пещер находится ещё один интересный памятник городища – так называемая «церковь с ризницей». Такое название дали ей исследователи, определившие назначение помещения, примыкающего к наосу храма как ризницу.
Это небольшой одноапсидный храм. Апсида и потолок помещения сохранили тонкий слой известковой штукатурки серовато-синего цвета. В конхе белой краской прорисован прямоконечный крест в двойном круге, с волнистой линией, заключенной в него. Справа вырезана греческая надпись «О упокоении, София. О упокоении, недостойный раб ….Симон». В полу апсиды – вырубка для престольного камня. На восточной стене храма, начерчено изображение «циркульного» кресса, вписанного в круг. В нижней части изображения вырезано на древнееврейском языке слово или фамилия «БАХШИ»
В полу храма – вырубные могилы с пазами для плит перекрытия.
Ещё один церковно-погребальный комплекс расположен восточнее – в районе предполагаемых городских ворот крепости. От него сохранилась только южная стена с арковидными нишами и вырубные могилы и костницы.
С этого места мы пройдём по второму ярусу городища, по тропинке, идущей по скальной полке вдоль юго-восточных обрывов Тепе-Кермена. Здесь также находится много интересных искусственных пещер, различного назначения. Под скальными обрывами расположены два больших естественных грота. В одном из них, вероятно и был осадный колодец крепости. Возле второго по ходу грота, на скальном мысу, судя по вырубным могилам и костницам, очевидно находился один из храмов городища. Тропа приводит нас на скальный мыс, выдающийся в сторону Качинской долины, в юго-западном направлении. Здесь также встречаются вырубленные в скале могилы. У подножия скалы наблюдаются остатки стен скального каземата, упавшие сверху. У подножия скал второго яруса также встречаются искусственные пещеры. По-видимому, там располагался незащищённый крепостными стенами посад городища.
Осмотр можно завершить, пройдя по тропе обратно, к месту предполагаемых городских ворот и спуститься по тропе к подножию горы.
Взято с сайта Бахчисарайский горный клуб