причины чаще всего вызывающие конфликты. 1. Авторитарный метод руководства (при этом наблюдается изолированное положение руководителя, нередко происходит ущемление прав одного или нескольких участников, а это – потенциальный конфликт), подмоченный авторитет руководителя (если руководитель не справляется со своими обязанностями, например, заблудился, его авторитет резко падает, поскольку группе всегда необходим лидер, то возникает новый, нередко возникает борьба за власть).
2. Утрата общей цели мероприятия (об этом уже говорили)
3. Образование микрогрупп отрицательной направленности.
4. Преобладание личных интересов, эгоистическое поведение отдельных членов группы ( см. самоопределяющиеся)
5. Нарушение межличностных связей (попросту говоря, когда люди начинают ссориться. Эти конфликты разделяются на 3 большие группы: Реальная угроза ущемления или неудовлетворения каких- либо интересов участника. Ошибочное приписывание кому-нибудь позиции, направленной против субъекта (например, совет, подсказка, особенно данные на глазах у всех могут восприниматься как унижение). Психологическая непереносимость. Сразу уточню: необходимо учитывать специфику гор, в частности особенности акклиматизации и горной болезни. В психике человека происходят определённые изменения, человек становится более обидчивым, раздражительным, неадекватно реагирует на критику, нередко нарушается сон, днём же, напротив, человек “тормозит” (Пример: “кошка” на Эльбрусе) или появляется эйфория (Пример). При общении с людьми нужно это учитывать и делать поправку на объективную ситуацию. Второе замечание по этому поводу. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, что для многих людей большая часть информации приходит не со словами. Интонация, жест, ваша поза – всё это может привести к тому, что ваше поведение вызовет встречную агрессию, хотя “вы ничего такого не сказали”. Попробуйте, например произнести фразу “пора ставить палатку” с разными интонациями: констатируя факт, заботливо, иронично, зло, сексуально…)
6. Переоценка группой своих возможностей или неверие в собственные силы. И то и другое плохо.
7. Причины не психологического плана: расхождение мнений по организации питания, несогласованность меню, пассивное поведение на бивуаке, игнорирование правил страховки и самостраховки)
Профилактику многих конфликтов можно провести до похода. Для этого нужно:
1. Тщательно отнестись к подбору участников, это обращение скорее к руководителям, но вам так же полезно знать, что при прочих равных предпочтение отдаётся тем, кто обладает более уравновешенным характером, вписывается в группу, интересному собеседнику, умелому человеку, “лидеру досуга”.
2. При создании группы необходимо учитывать психологическую совместимость людей. Если конфликты между участниками происходят уже в Москве, в походе они точно продолжатся и, скорее всего, усугубятся, особенно в стрессовых условиях.
3. Конфликтов по поводу питания легко избежать, если облегчить судьбу завхоза и ещё до составления раскладки сказать, что вы не едите такие-то продукты (даже если это не аллергия, а просто вы терпеть не можете, например, манную кашу), особенно внимательными надо быть вегетарианцам, вплоть до составления индивидуальной раскладки. При нынешнем разнообразие продуктов всё это вполне решаемо. Кроме того необходимо хотя бы на один выход сходить с той раскладкой (по крайней мере по количеству), с которой вы пойдёте. Это – единственная возможность понять много это или мало, например, 70 грамм гречки. Спорьте, убеждайте, доказывайте, но до похода. В походе же на все эти разговоры следует наложить табу, даже если вы были абсолютно правы, оставьте свои замечания на послепоходный разбор, всё равно, изменить уже, как правило, ничего нельзя.
4. То же самое с графиком движения, сложностью выбранного маршрута и другими вопросами, связанными с его прохождением. Поинтересуйтесь ими до похода, чтобы хотя бы в общих чертах представлять, что вас там ждёт.
5. То есть общий вывод по этим пунктам весьма тривиален: поход надо тщательно готовить! И относится это не только к руководителю, но и ко всем участникам – чем больше усилий и внимания вы прикладываете при подготовке, тем больше вероятность, что ваши права не ущемят!
6. В походе же можно “спустить пар”, если устраивать, по мере надобности, разбор дня, давая возможность высказаться недовольным.
Если всё-таки конфликт возник. Как он может протекать?
1. Поступательное, логическое развитие конфликта. Он как бы разыгрывается, делаются поочерёдные ходы. Поступки как правило последовательны. (Споры руководителя с “дезоргом”)
2. Бурное, лавинообразное развитие. Начинается с малосущественных пререканий, стремительно набирает силу, становится неуправляемым. Перенасыщен эмоциями, ответы собеседника практически не осмысляются. Быстро достигает максимума, за которым следует спад. (Руководитель – “самоопределяющийся”).
3. Взрывное развитие. Почти сразу достигает максимума. Иногда происходит после длительного скрытого вызревания, иногда – и без подготовки, если человек отличается вспыльчивым характером.(Реакция последнего на насмешки).
Чем же заканчивается конфликт.
1. Полное разрежение, угасание конфликта. При недоразумении – прояснение позиций, либо победа одного и поражение другого участника.
2. Спад, переход в хроническое состояние.
3. Возврат к состоянию готовности к конфликту. Если обстоятельство, как правило внешнее прерывает его. Спор затихает с желанием возобновить его позже.
4. Мнимый выход из конфликта. Отвлечение от проблемы без её преодоления. (Самообман, совместная выпивка, приступ бурной страсти и т.д. – снимают чувство конфликтной напряженности) Зачастую оборачивается обострением конфликта, т.к. возвращаются к проблеме внезапно, после иллюзии её разрешения.
Как преодолеть конфликт:
1. Попытаться загасить в зародыше. (Пример: “Спуск с перевала”)
2. Посредничество в конфликте третьего лица по собственной инициативе или по приглашению одной из сторон. Задача посредника – найти компромисс или прояснить позиции. Возможно лишь при доверии обоих участников конфликта, для этого посредник должен оставаться нейтральным. Арбитру не стоит увлекаться поисками истины или разбором ошибок. Занятие это неблагодарное, поскольку люди в конфликте часто утрачивают чувство объективности. Полезнее предложить нестандартное решение, взять часть вины на себя. (Примеры)
3. Разъединение конфликтующих. (например, расселить в разные палатки, поставить в разные связки) (Пример)
4. Благоприятствование свободному развитию и завершению реакции. Приём уместен, если конфликт по своему характеру и масштабам не представляет угрозы безопасности и благополучию группы. По существу сводится к превращению конфликта в односторонний. Бессмысленно объяснять что-либо возбужденному, взволнованному человеку. Это лишь повышает накал эмоций. Дайте ему высказаться не перебивая, единственное – молчание не должно быть вызывающим, демонстративным. Не встречая возражений человек успокаивается и или выключается из конфликта или становится доступным для обсуждения. (Примеры)
5. Пресечение конфликта. Суть – немедленное безоговорочное прекращение конфликтных действий. На основе высокого авторитета руководителя и достаточным уровнем дисциплины в группе.
Всегда ли вреден конфликт? Существует ряд работ, с давней традицией (ещё с Аристотеля), рассматривающих конфликт не как отклонение. А как норму социальных отношений. В чем заключается положительная сторона конфликта:
1. Способствует определенному движению вперед
2. Определённое отрицание старых, отживших отношений приводит к возникновению новых
3. В процессе конфликта изживается внутренняя напряженность, выплёскиваются агрессивные чувства.
4. Создаёт определенный уровень напряженности, нужный для творческой активности
5. Межгрупповые конфликты способствуют росту сплоченности группы, её солидарности.
6. Необходимость решения конфликта приводит к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.
Однако, принимая во внимание вышесказанное, не стоит забывать, какова цена решения противоречий путём конфликта, а она, как правило, слишком высока.
Поэтому лучшим разрешением существующих проблем будет, видимо не конфликт, а мирный вариант.
1. Э.Э. Линчевский “Психологический климат туристской группы”, М., “ФиС”, 1981, на основе этой книги и построена данная лекция.
2. “Школа альпинизма” ???
3. Отдельные публикации в журналах “Турист”.
4. А также разнообразная литература по психологии, главным образом социальной:
5. Самыгин С. И., Столяренко Л.Д. “Психология управления”, М., “ЗЕВС”, 1997
6. М. Е. Литвак “Командовать или подчиняться”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997
7. Е.В. Руденский “Социальная психология”,М.-Н., 1998