Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хаям “Коллектив – это такой уровень развития группы, при котором её член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес” (Литвак). Чем отличается коллектив от кооперации:1) В трудные времена кооперация распадается, а коллектив сплачивается, 2) В кооперации не возникают дружеские эмоциональные связи, 3) Существенным признаком кооперации является групповой эгоизм, 4) Коллектив же – открытая система, попасть в него легко, положение в коллективе определяется личной компетентностью, если она отсутствует, то не помогут ни знакомства, ни заслуги.
Одна из основных черт группы – наличие цели.
1. Спортивные (зайти на определённую вершину, пройти препятствие определённой сложности). Причем здесь выделяется 2 пути:
а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,
б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.
2. Преодоление себя, самоутверждение. Причем сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.
3. Общение.
4. “За компанию” (особенно типично для первых походов).
5. Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.
6. Найти супруга/супругу.
7. Отдых, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.
8. Экзотические, например созерцание, занятие разными духовными практиками.
Следующая черта группы – это роли, которые мы исполняем в группах. Что такое роль? Это – то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Наши официальные роли, присущие нам как членам официальной группы – это наши должности.
руководитель, возглавляющий группу и несущий за неё ответственность
Медик – не преувеличу, если скажу , что это вторая после руководителя должность. В определенных ситуациях именно его мнение окажется решающим. Следит за состоянием здоровья участников и руководителя.
Завхоз – готовящий раскладку и распределяющий продукты в походе. Также в его задачи входит наблюдение за тем, чтобы продукты в походе забирались у участников более-менее равномерно.
Снаряженец – отвечающий за подготовку снаряжения перед походом и за распределение его по участникам.
Реммастер – собирающий ремнабор и отвечающий за починку снаряжения.
Финансист, собирающий деньги и проводящий взаимозачеты.
Летописец, создающий летопись похода.
Фотограф, в задачи которого входит сделать необходимые для последующего отчета фотографии.
Можно назвать еще несколько должностей, менее традиционных: гитарист, массажист, забойщик (участник, работающий первым на сложных участках маршрута), “publik relation”, замыкающий.
Почти в каждой группе выделяется несколько “энтузиастов”, добровольно и с удовольствием принимающихся за любое дело. Положительная роль “энтузиастов” очевидна, однако своей активностью они нередко душат инициативу остальных, затрудняя рост квалификации менее опытных. Кроме того на фоне неумелых действий малоопытных участников у энтузиастов может развиться самолюбование, чувство превосходства над другими, и, следовательно, привести к нездоровой обстановке в группе.
“Старейшина” – наиболее авторитетный и независимый член группы. Может совпадать с лидером или с “энтузиастом”. Если “старейшин” в группе двое и более, а позиции их не совпадают, их авторитет резко падает, может возникнуть конфликт, раскол группы.
“Шут” – своими действиями создаёт веселье, выступающий объектом для шуток и чужого остроумия.
“остряк”, добывающий смех с помощью собственного остроумия и острословия. Предпочитает шутить по поводу ситуаций или над другими участниками.
Основную массу группы составляют “потребители”. Своими реакциями, признанием, они доставляют удовлетворение лидеру, энтузиасту, шуту. Поддерживают наметившееся распределение ролей.
В группе могут оказаться так называемые “самоопределяющиеся”, в своём поведении руководствующиеся только собственными интересами и не считающиеся с чужим мнением. От них следует отличать людей, нарушающих нормы поведения с целью обратить на себя внимание, произвести впечатление, как правило перед лицом противоположного пола.
В каждом деле всегда кто-то остаётся последним. Хорошо, когда в эту позицию в разных делах попадают разные люди. Но бывает так, что последним по всем статьям оказывается один из туристов. Постоянно отстающий, слабый технически и физически, нередко он становится объектом насмешек. Незавидность этой роли очевидна, однако, если в группе четко определился последний, это резко улучшает позиции предпоследнего и близких к нему участников. Они обретают внутреннюю уверенность, спокойствие. Бывает, что “последний” способствует сплочению группы: людей объединяет общая реакция на его действия – будь то осмеяние или желание помочь ему.
Еще одна, очень важная роль – “дезорг” (дезорганизатор, противник). Авторитетный турист, который имеет свою точку зрения и активно её защищает. В результате какая-то часть группы начинает действовать и думать как он. Может посеять недоверие к руководителю, доказывая, что группа идёт не туда, может предпринять какой-нибудь манёвр, противоречащий указаниям руководителя. Отличается от “самоопределяющегося” тем, что он прежде всего заботится об интересах всей группы (как он их понимает), а не о собственных. Часто в результате его действий возникает угроза единству действий в группе. Однако, если он и его сторонники не принимают самовольных действий, а лишь ратует за свои предложения, их нельзя оценивать отрицательно. При соблюдении дисциплины они могут представлять полезную оппозицию, способствующую установлению истины. В этой роли может закрепиться один из участников, но чаще в разных ситуациях она переходит от одного к другому.
Процесс образования малых групп уже пошёл в ваших группах и это вполне естественно и нормально. Суть его в том, что между людьми, имеющими сходные ожидания устанавливается взаимопонимание, симпатия. Образуются группки по 2 – 3 человека. Ещё выразительнее этот процесс пойдет в походе, когда этому будет способствовать территориальное или функциональное объединение: палатка, связка, банка консервов, выдаваемая на перекус, увлечения (гельминты , преферансисты, заначкисты), специальность (весьма часто возникающая малая группа – программисты и медики ). Возникновение большого числа малых групп способствует хорошему психологическому климату в группе., особенно если каждый входит в состав не одной, а нескольких групп (с одним я дежурю, с другими – иду в связке, с кем-то обсуждаю политические проблемы, с кем-то – пою песни и т. д.) и если микрогруппы сотрудничают друг с другом. Нередко в таких группах выдвигаются свои лидеры, в них возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции (разделение обязанностей при установке палатки, ежевечерний ритуал укладывания, вечерняя колыбельная или революционные песни на марше, бутылка с водой, отдельные слова, имеющие смысл только для этой группы (Примеры), выбрасывание вещей из палатки при их несвоевременном сборе, запрещение вносить рюкзак, подшучивание и т.д.). Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм. Степень значимости групп для их членов может быть разной. Признание у окружающих – обязательное условие группового благополучия. Но при образовании малых групп может возникнуть и определённая опасность. Происходит это в том случае, если такая группа становится в оппозицию руководству или другим группам, противопоставляя свои интересы “чужим”. Это – так называемая “отрицательная микрогруппа”, если же она ещё и выдвигает сильного постоянного антилидера, благополучное существование всей группы оказывается под угрозой. Поэтому нередко, чтобы избежать подобных вещей во многих туристских школах практикуют следующие вещи: пришедшие готовые группы разбивают по разным отделениям, нередко так же поступают с супругами , поскольку семья, несомненно, также является “малой группой” (точка зрения одного из руководителей, с которым я ходила: “Не люблю ходить с супругами, они всегда тащат за собой из дома груз нерешенных проблем и пытаются решать их за счет окружающих”). Вопрос спорный, но поскольку существует и такая практика, имейте это в виду…
1. Э.Э. Линчевский “Психологический климат туристской группы”, М., “ФиС”, 1981, на основе этой книги и построена данная лекция.
2. “Школа альпинизма” ???
3. Отдельные публикации в журналах “Турист”.
4. А также разнообразная литература по психологии, главным образом социальной:
5. Самыгин С. И., Столяренко Л.Д. “Психология управления”, М., “ЗЕВС”, 1997
6. М. Е. Литвак “Командовать или подчиняться”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997
7. Е.В. Руденский “Социальная психология”,М.-Н., 1998