Рекомендуемый маршрут протяженностью в 33км пролегает по живописному участку шоссе Джанкой - Приветное. Путешествие начинается близ районного центра Белогорска, там, где это шоссе пересекается с автомагистралью Симферополь - Феодосия (на 44-м км от Симферополя). Здесь, у стелы с надписью "Совхоз - завод "Предгорье", можете остановить рейсовый автобус, следующий из Белогорска в Красноселовку (или попутную машину), и проехать 15 километров до этого села. Первые километры вы едете среди садов совхоза-завода "Предгорье". Это передовое хозяйство славится своими замечательными яблоками, которые обладают тонким вкусом и ароматом, хорошо сохраняются и выдерживают транспортировку в отдаленные уголки нашей страны. В числе других ценных сортов здесь выращивают Ренет шампанский, Ренет Симиренко, Джонатан, Банан зимний. Весьма перспективными считаются и аборигенные сорта - Розмарин белый, Синап, Кандиль. На международной выставке в Эрфурте яблоки "Предгорья" были отмечены двумя золотыми медалями и одной серебряной, а в 1976 г. совхоз награжден дипломом ВДНХ I степени.
В "Предгорье" много замечательных мастеров садоводства. Среди них П. А. Мишкин, удостоенный звания Героя Социалистического Труда и ордена Октябрьской Революции, А. Н. Гусельникова, кавалер ордена Ленина.
Близ 97-го км (отсчет расстояния идет от Джанкоя) дорога пересекает с. Криничное, где разместилась центральная усадьба совхоза. Это одно из новых, подлинно социалистических сел; в нем есть благоустроенные многоквартирные дома, школа-десятилетка, Дом быта, детский комбинат.
Следующее село на маршруте - Головановка. За ним дорога углубляется в лес.
Крутобокие горы, стеснившие долину, внезапно раздвинутся, образуя глубокую зеленую чашу. По дну ее струится речка Танасу; по пригоркам разбросаны домики Красноселовки. Лес нависает над самым селом и весь виден и слышен, веет прохладой и бодрым целительным запахом дубрав. Уже с первых минут вас охватывает удивительное чувство покоя и какой-то особой близости к природе.
Будьте бережны в общении с ней, так же, как с самым близким и дорогим для вас человеком. Сломанная нечаянно ветка, вытоптанная трава на том месте, где играли в мяч, спугнутая с гнезда птица, привезенный из леса букет - веник - как будто мелочи. Но если десятки и сотни людей позволят себе отмахнуться от подобных "мелочей", это обернется подлинным бедствием. Не забывайте никогда об этой печальной арифметике.
Приезжают сюда многие; осенью - большей частью за лесными дарами. В молодых сосновых рощах, посаженных работниками Ущельненского лесничества, после дождей появляется множество маслят; есть в лесу и другие грибы. В августе-сентябре повсюду рдеют усыпанные ягодами кусты кизила, шиповника, барбариса.
Туристов привлекают живописность этих мест, своеобразие гор, обступивших долину. С юго-запада уступами обрывается Караби-яйла, самое восточное в цепи крымских нагорий. К востоку от Красноселовки виднеется конусообразная лесистая гора Кара-Тепе, увенчанная зубчатой скальной короной (местное название горы "Голый Шпиль"). На ее склонах в 1920 г. находился штаб красных партизан, возглавляемых А. В. Мокроусовым. Правее высится зеленый купол горы Тахья (в переводе "шапочка, тюбетейка").
Ущелье Танасу уходит на юг, к двум остроконечным вершинам: левая - Шуври, правая - Хриколь. Узкий клиновидный просвет между ними - это древний горный проход Каллистон, что в переводе с греческого означает "прекраснейший". Там, в верховьях Танасу, путника встречают великолепные буковые леса, дикие скалы и пропасти, горные луга, поросшие цветами и земляникой, синий простор моря по ту сторону гор.
Долина Танасу обитаема с давних времен. Археологи находили здесь кремневые орудия эпохи палеолита, а на бугре Аланка в Красноселовке сохранились погребения тавров - "каменные ящики", которые датируются примерно серединой первого тысячелетия до н.э.
В Красноселовке начинается пешеходная часть экскурсии. Не только потому, что проезд часто бывает закрыт в связи с реконструкцией дороги -оставшуюся часть пути именно надо пройти, а не проехать. Иначе вы не почувствуете всей прелести этого края: не ощутите лесной свежести и аромата трав, не услышите журчания речки, пения птиц, и слишком быстро промелькнут за окнами машины фантастические профили скал.
Дорога идет вверх по долине Танасу, пересекает лесную зону и через перевал Кокасан-Богаз спускается в с. Приветное, расположенное невдалеке от моря, в 50 км восточнее Алушты.
В литературе упоминания о приветненском шоссе немногочисленны, но красноречивы: "Дорога чрезвычайно живописна, все время вьется вдоль ущелья, покрытого лесами и дикими суровыми скалами. Характер ее не крымский и очень напоминает своими пейзажами кавказские горные дороги". (Полканов А.И. Пешком по Крыму. Крымгиз, 1930, с. 146)
Дорога эта известна с древности, когда она была просто вьючной тропой, соединявшей побережье с большими караванными путями равнинного Крыма. Настоящую дорогу через Кокасан-Богаз построили в первой трети XIX в. Затем, в начале XX в., несколько изменили ее трассу, положили щебеночное покрытие. Недавно началась реконструкция шоссе: его расширяют, спрямляют повороты, взрывают нависшие скалы, асфальтируют. Особенно большой объем работ предстоит на участке южнее Кокасан-Богаза, где местность сильно пересеченная.
За селом шоссе переходит на правый берег реки. По склонам ущелья клубятся кроны деревьев-исполинов; расталкивая их, возносятся вверх остроконечные пики. Отойдя километра полтора от Красноселовки, увидите на дне ущелья величественные башни-утесы, красноватые, с сизой окалиной. Это Чертовы ворота, ландшафтный памятник, который пользуется большой популярностью среди местных жителей и туристов.
Выше по склону обращают на себя внимание три обрывистых уступа, похожие на руины крепости. Здесь во время Великой Отечественной войны находился наблюдательный пункт Ичкинского партизанского отряда, командиром которого был Михаил Ильич Чуб. Фашисты усиленно охраняли приветненское шоссе: вдоль дороги широкой полосой вырубали лес, постоянно разъезжали патрули, в окрестных селах были размещены гарнизоны. Несмотря на это, шоссе фактически контролировали партизаны, и оно стало для оккупантов дорогой смерти.
Народные мстители дважды захватывали Ени-Салу (прежнее название Красноселовки); особенно успешной была операция 3 января 1942г. Командование приказало занять село и оседлать шоссе, по которому продвигались вражеские части. Зная, что в Ени-Сале находится многочисленный гарнизон, М. И. Чуб разработал блестящий тактический маневр. Сначала партизаны, имитировав наступление, заставили противника раскрыть свои огневые точки. Затем пробравшиеся в село разведчики открыли средь бела дня внезапный огонь с одного из чердаков; одновременно по фашистам ударила со стороны леса боевая группа. Противник, застигнутый врасплох, в панике бежал, потеряв в этом бою около 20 солдат и офицеров и оставив партизанам богатые трофеи.
Вскоре после Чертовых ворот встретится дорога, которая ведет на дно ущелья, а затем в верховья Танасу, к Каллистону и соседним горным проходам. Минуете эту развилку и немного спустя оглянитесь - выше дороги торчит из леса утес Куш-Кая. Туристы дали ему еще одно имя - "Звездочет". Присмотревшись к контурам левой верхней грани скалы, различите профиль человека, который, запрокинув голову, всматривается в небо.
Вскоре дорогу пересечет приток Танасу. Здесь 3 ноября 1941 г. Ичкинский отряд провел свой первый бой, придя на помощь батальону пограничников, который под давлением превосходящих сил противника отходил от Белогорска к побережью. Партизаны с честью выдержали первое испытание: дали возможность пограничникам уйти из-под удара и уничтожили более 120 фашистов.
Еще 5-7 минут ходьбы, и по обе стороны шоссе распахнется большая красивая поляна Нижний Кокасан. В глубине ее виднеется туристская стоянка. У дороги установлен памятник героям-партизанам. В начале и в конце каждого учебного года сюда приезжают ребята Заветненской школы Советского района на традиционную встречу с партизанами Ичкинского отряда: М.И.Чубом, комиссаром В.А.Золотовой и их боевыми соратниками. В декабре 1978г, в этой школе состоялось торжественное открытие музея Ичкинского отряда; свыше 15 лет любовно создавали его пионеры и комсомольцы под руководством директора Н.И.Олейникова, участника партизанского движения(В пос. Советском (раньше Ички) в 1941 г. был сформирован Ичкинский отряд). Гордостью музея является 12-метровая диорама, изображающая первый бой ичкинцев. Заветненские школьники установили мемориальные плиты в ряде мест, связанных с боевыми операциями партизан, а на Сахарной головке - наблюдательном и оборонительном пункте отряда - бюст Ленина. К этой высоте и на поляну Верхний Кокасан можно пройти по туристской тропе - маршрут промаркирован от поляны Нижний Кокасан.
А наш путь продолжается по приветненскому шоссе. В полутора километрах от Нижнего Кокасана, в балочке выше дороги, есть родник, где можно набрать воды. Еще с полкилометра - и вы на перевале Кокасан-Богаз. Здесь проходит линия водораздела Главной гряды: к югу, в направлении, противоположном Танасу, течет речка Ускут. Ущелья обеих рек совпадают с поперечным разломом земной коры, который тянется далеко на север.
Справа горбится длинная гора Хургуч, покрытая лесом; левый склон ущелья, по которому петляет-мечется дорога, вздыбился косыми скальными пластами, зубчатыми гребнями и утесами. А вдали, в просвете ущелья, голубой стеной встает море.
Ваше внимание, наверное, уже привлекла ближняя скала слева над шоссе, очень похожая на человеческую голову: четко обрисованы нос, лоб, впадины глаз. Это Кыз-Кая ("Дева-скала"). Старая легенда повествует о красавице гречанке, которую разлучили с возлюбленным и увезли в Крым. Девушка решила бежать на родину, но ее жестоко обманули. И глядя на удаляющийся корабль, который должен был увезти ее к любимому, красавица с горя окаменела. Пусть не смущает вас, что скала больше похожа на старуху, чем на юную деву: горы ведь тоже старятся, как и люди.
Кыз-Кая сложена конгломератами - сцементированным галечником, образовавшимся на дне древнего моря, который легко поддается выветриванию. Отсюда и "скульптуры".
Пройдя под Кыз-Каей, дорога описывает петлю; выше и ниже ее - высокие крутые обрывы. Это так называемая Подковка, где партизаны еще в 1919 г. устроили ловушку белогвардейцам. А в морозную январскую ночь 1942 г. близ поворота залегли в засаде бойцы Ичкинского отряда. Утром показалась вражеская колонна, следовавшая из Приветного. Расчет М.И.Чуба оказался точным. Когда противник втянулся в Подковку, по нему ударили пулеметы. Ни одному фашисту не удалось уйти.
Спускаетесь ниже, и все новые красоты открывает дорога. Над вами тонкий гребень Орлиной скалы, дальше, за глубокой балкой, выдвинулась к шоссе гора Лапата. Поворачиваясь к вам разными гранями, скалы причудливо меняют свой облик. Обрывы их то охряно-желтые, то розовые с сиреневым, то отливают малахитовой зеленью.
Под Лапатой, на повороте дороги к западу, можете спуститься по узкой лесенке к роднику. За этим поворотом начинаются безлесные склоны, открывается вид на Ускутскую долину. На фоне светлой зелени виноградников выделяются темные вертикали тополей. Вдали их ряды превращаются в пунктирные линии, подчеркивая протяженность этой обширной долины - до моря 8 км.
Рыжие каменистые склоны, стиснувшие виноградники, кажутся безжизненными, но, присмотревшись, заметите на них террасы с маленькими пушистыми сосенками и темным частоколом кипарисов. Это лесопосадки Приветненского лесничества. Не знаешь, чему удивляться: выносливости деревьев или умению и упорству людей, ожививших эти бесплодные, казалось бы, склоны.
Приветное (раньше Ускут, а у генуэзцев Скути) упоминается впервые в XIV в. В библиотеке Приветного хранится история села, написанная учителями местной десятилетки на основании архивных материалов и литературных источников. Ряд страниц этой рукописи посвящен совхозу-заводу "Приветный".
Основное направление его хозяйства - виноградарство и виноделие. Столовый виноград (в холодильных установках совхоз может хранить его до мая) сотнями тонн отправляется в большие города и промышленные центры страны. Завод выпускает марочные вина: портвейн и мадеру Крымскую.
Будущее села связано не только с виноградарством - в этом районе запланировано большое курортное строительство. Здесь хороший пляж, солнечных дней в году больше, чем в Ялте.
Уехать из Приветного можно рейсовым автобусом (автостанция на главной улице) или же попутной машиной, для чего надо пройти около трех километров к югу, до шоссе Алушта-Судак.
Впереди - море. Оно смоет пыль долгой дороги, вернет бодрость.
Но как ни радостна встреча с морем, она не зачеркнет впечатлений минувшего дня. Пройдет время, и вас снова позовет эта чудесная дорога. Только теперь, вероятно, вы пройдете по ней иначе: с остановками в пути, с прогулками по лесу, с подъемами на приглянувшиеся вершины. Не раз еще этот маршрут будет дарить вам радость новых открытии, радость свидания с прекрасным.
Карта Красноселовка-Приветное
Красноселовка-Приветное(230kb)