Новый адрес:
ekklesiya.dp.ua
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ориентирование на местности
lafanyaДата: Среда, 2007-08-01, 3:33 PM | Сообщение # 1
Живая легенда форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 572
Репутация: 2
Статус: Offline
Для любого туриста существенным значением этого термина является умение с помощью карты и компаса передвигаться по незнакомой местности, достигать заранее намеченного пункта.

Чтобы овладеть этим умением в совершенстве, нужно обучиться- технике ориентирования. Что в нее входит?

1. Умение читать карту, то есть понимать и объемно представлять себе все, что изображено на карте с помощью тех или иных условных знаков.

2. Умение читать местность, то есть, увидев ориентир на местности, быстро отыскать это место на карте.

3. Умение работать с компасом при ориентировании карты и определении направления движения.

4. Умение отмерять расстояние на карте и на местности.

Прежде всего несколько слов о туристических картах.

Карта

Принцип карты очень прост — это изображение поверхности земли на бумаге с сохранением взаимного расположения природных объектов и расстояний между ними, уменьшенных в определенное число раз. Для изображения объектов местности пользуются условными знаками, которые всегда можно найти в любом географическом атласе.

Опытные туристы очень уважают карты «ориентировщиков» — участников соревнований по спортивному ориентированию. Дело в том, что эти карты составлены чрезвычайно подробно. Они изготавливаются в масштабе 1 : 15000 или 1 : 20000, это значит что одному сантиметру на карте соответствуют 150 или 200 метров на местности. На них изображены мельчайшие детали местности: поляны, небольшие участки кустарника, леса, овражки, ямки, холмики и даже мелкие тропинки.

При изготовлении спортивных карт применяют семь цветов. Черным обозначают искусственные сооружения — дороги, дома. Кроме того, границы лесных и полевых угодий, а также наиболее опасные детали микрорельефа: камни, скалы, скальные воронки. Голубым цветом изображают водоемы, реки, болота. Коричневый цвет используется для изображения форм рельефа с помощью горизонталей. Желтым закрашиваются открытые и полуоткрытые участки, луга и поляны. Зеленым закрашивают не весь лес, а только те участки, которые мешают скоростному движению по лесу — кустарник и лесные заросли. Основной массив леса остается белым — для участников соревнований это не существенно, так как соревнования по ориентированию всегда проходят в лесу. Наконец, красным цветом наносят запрещающие знаки и обозначение дистанции — старт и финиш.

На спортивных картах используется всего 70 условных обозначений, тогда как на обычных топографических картах их около четырехсот. Это существенно разгружает карту, что тоже оценили туристы. Единственный недостаток спортивных карт — составляются они для небольшого, локального участка местности, да и трудно представить, какого размера был бы лист бумаги с нанесенной на него картой хотя бы одного района области в масштабе 1 : 15000! Поэтому чаще всего приходится туристам пользоваться обычными туристскими картами масштаба 1 : 100000, то есть в одном сантиметре — 1 километр. Но чем подробней и «правдивей» карта, тем выше она ценится туристом.

Измерение расстояния

Масштаб карты помогает определить по ней расстояние. Достаточно поставить ножки циркуля-измерителя на два пункта, между которыми необходимо измерить расстояние, а затем приложить раствор циркуля к линейному масштабу, как сразу же становится известно нужное расстояние.

Если расстояние большое, его измеряют шагами циркуля-измерителя. Извилистые расстояния можно измерять с помощью шага циркуля в один сантиметр. Если под рукой нет циркуля, можно воспользоваться полоской бумаги и делать на ней отметки интересующего расстояния.

Большие и извилистые расстояния проще всего измерять с помощью курвиметра — специального прибора, предназначенного для этой цели. Его шкала может быть проградуирована в сантиметрах, тогда его показания нужно умножать на величину масштаба. На некоторых курвиметрах шкалы проградуированы сразу в километрах и дают окончательные показания.

В случае отсутствия карты района похода участники туристической группы должны сами сделать схему маршрута (кроки) и составить его описание. В этих случаях очень полезен бывает опыт предшественников, уже проходивших намеченный группой маршрут.

На местности расстояние до отдаленных предметов определяется примерно, на глаз. При хорошем навыке ошибка в определении расстояния с помощью глазомера не превышает 5 процентов. Необходимо учитывать при этом, что на точность определения расстояния влияют некоторые явления:

слабо освещенные предметы кажутся расположеннымигораздо дальше,чем ярко освещенные;

пасмурная погода, дождь, сумерки, туман способствуют завышению расстояния;

при взгляде снизу вверх предметы кажутся ближе (отсюда обычная ошибка новичков в определении высоты горы), при взгляде сверху вниз — дальше.

Азимут

Для того чтобы отыскать намеченную цель с помощью карты и компаса, нужно научиться определять ее азимут.

Азимут — это величина угла между направлениеммагнитнойстрелкикомпаса на север и направлением на заданный ориентир. Таким образом, направлению на юг соответствует азимут 180 °, на восток — 90 °, а на запад — 270 °.

Сориентировав карту по компасу, можно легко определить азимут намеченной цели.

Есть, однако, некоторые сложности в этой простой, казалось бы, операции. Дело в том, что существует разница между направлением истинного (географического) меридиана и магнитного меридиана, вдоль которого располагается магнитная стрелка компаса. Величина этой разницы для различных местностей различна. Она называется магнитным склонением и указывается на географических картах, ее нужно учитывать при измерениях. Для большей части Европы и Азии величина склонения магнитной стрелки составляет 5-7°

Однако в туристических походах очень часто используются карты, в которых нанесены не географические, а магнитные меридианы — ими можно пользоваться безо всяких поправок, поскольку они составлены с учетом магнитногосклонения.

Определение направления

На первый взгляд движение по азимуту особой трудности не составляет. Сам метод довольно прост: по карте определяется азимут, затем турист прокладывает азимут визуально, выбирает ориентир, лежащий на линии азимута, и спокойно к нему движется. В конце пути его ждет намеченная цель.

Так бы оно и было, если бы не погрешности, которые возникают при любом, даже максимально аккуратно и правильно выполненном измерении азимута. Погрешности появляются по целому ряду причин, и каждая вносит свой вклад в суммарную ошибку, которая может оказаться довольно существенной, особенно если нужная цель отстоит на значительномрасстоянии.

Из-за неточности измерения глазом, из-за помятости бумаги, из-за погрешности отсчета по масштабу накапливается ошибка приблизительно в 0,5 мм. При масштабе карты 1 : 20000 это составит 100 метров.

Но это не самая большая погрешность. Приработескомпасом Андрианова,имеющим цену деления в 3 °, достичь такой же точности практически никогда не удается. Минимальная ошибка, как показывает опыт, составляет 5 °. При движении по выбранному направлению такая ошибка дает отклонение от цели примерно на 1/10 часть пути. Если расстояние небольшое, всего, скажем 1 км, ничего особенно страшного не произойдет, турист отклонится всего на 100 метров от цели. Но как быть, если расстояние составляет 10 км, и значит, ошибка получится уже в 1 километр? Так можно и вообще не найти цели.

Для того чтобы нейтрализовать ошибки (погрешности) измерения, пользуются некоторыми приемами, которые помогают свести такие ошибки к минимуму.

Промежуточные ориентиры

Прежде всего нужно определить по компасу направление на местности, которое соответствует выбранному вами азимуту. Затем на этом направлении нужно найти какой-то хорошо видный предмет — дерево, куст, столб и т. п. Это будет первый промежуточный ориентир. Дойдя до него, операцию нужно повторить сначала и наметить второй ориентир, затем третий и так далее, пока выбранная цель не будет вами достигнута.

Провешивание пройденного расстояния

Нужно заранее заготовить вешки (лучше всего колья, которые легко заметны среди кустарника) и, выбрав какой-то промежуток, ставить каждый раз вешку, когда этот промежуток будет пройден. Вешки позволяют постоянно контролировать направление движения. Для этого нужно только оглянуться назад, забивая очередную вешку и добиться того, чтобы она стояла точно в створе с предыдущими. Если движение осуществляется зимой, вместо вешек ориентироваться можно по лыжному или пешему следу.

Коррекция по створу

Вместо использования вешек можно поступить несколько иначе. Один из участников группы должен отправиться вперед в направлении выбранной цели. Тот, кто определяет азимут, может корректировать его движение и давать указания, чтобы тот сместился вправо или влево для того, чтобы направление было выдержано максимально точно.

Недостаток этого метода — при большом числе отправленных вперед туристов ими становится трудно управлять.

Погашение ошибки

Часто ошибка возникает из-за того, что на пути есть препятствие, которое напрямую пройти невозможно (плотная группа деревьев, завалы), приходится его обходить. Чтобы компенсировать возникающую при этом ошибку, рекомендуется обходить такие препятствия поочередно то справа, то слева.

Счет шагов

Это метод контроля, используемый для того, чтобы группа не «проскочила» мимо цели. Если из-за накопившейся ошибки группа не попала точно на выбранную цель, то нужно знать расстояние, на которое она отправилась. Контроль расстояния ведется с помощью счета шагов. Для большей точности считают шаги несколько человек. Если намеченное расстояние пройдено, а цель не обнаружена — это верное свидетельство того, что группа сбилась, и цель осталась либо справа, либо слева, но рядом. Если не контролировать расстояние, можно удалиться от цели очень далеко и вообще потерять ориентировку.


Если жизнь не проходит сквозь тебя, то она проходит мимо.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: